В возрасте 1-2 лет дети обязательно контролируют движения своих рук зрением. Малыши хватают понравившийся предмет всей ладонью, а потом уже захватывают его пальцами.
Двухлетний ребенок должен уметь держать карандаш, ложку, кисточку. Для развития мелкой моторики рук можно предложить ребенку почистить вареное яйцо, сложить монетки в щель копилки, вынуть из крупы мелкие предметы.
В 2-3 года дети начинают проявлять самостоятельность, пытаются самостоятельно одеваться, рисовать, умываться и т. д. Полезными будут такие занятия, как нанизывание бусин или пуговиц на шнурок, аппликации, рисование пальчиками, помощь в кухне: очистка бананов или мандаринов от кожуры, взбивание яиц венчиком, мытье посуды и др.
В 4-5 лет дети могут совершать более сложные движения: пользоваться ножницами, рисковать линии, надевать и снимать одежду. В качестве тренировки можно использовать скручивание ленты, вытаскивание пуговиц при помощи пинцета, лепку из пластилина, пересыпание песка, переливание воды из одной емкости в другую, откручивание крышечек разного размера.
В 6-7 лет важна
дошкольная подготовка к школе. Будущий первоклассник должен иметь достаточно развитую моторику. В качестве тренировочных упражнений следует предлагать ребенку обведение фигур и линий по контуру, штрихование, тонирование. Полезными будут лепка, рукоделие, конструкторы.